Религии и мифология

Первенство Амбера

Вся мифология Амбера, как и вся его религия, основана на мнении, что Амбер изначален. В некоторых вариантах мифологии Амбер является первым отражением, в то время как в других он отбрасывает первое отражение, сам ею вовсе не являясь. Разница между Амбером как "первым городом" и Амбером как "первым отражением" спровоцировала разлад между различными верованиями в самом деле. Единственно, что веками предотвращает религиозные войны, это преобладание государственной религии Единорога. Здесь Единорог является первопричиной, а Амбер возник из Него. Этот основополагающий миф об изначальности был причиной огромного изумления Корвина, обнаружившего Лабиринт, который контролирует Лабиринт Амбера. Череда событий в "Знаке Единорога", "Руке Оберона" и "Дворах Хаоса" поколебала в Корвине - выросшем с мыслью, что Амбер абсолютен, - долго державшееся мнение о том, что же такое реальность. Есть подозрения, что после этого он исчез, испугавшись за собственный рассудок.

Война с Хаосом

Пока Амбер стоит на одной крайности, мысля себя изначальным, Хаос охраняет другую, полагая, что его превосходство неоспоримо. Они конфликтуют всегда, даже если не находятся в состоянии войны.

В центре конфликта - страх. Амбер основан на категориях: причине и следствии, на порядке, иерархии и законе. Хаос, судя по названию, основан на отсутствии всего этого. Очевидно, что Амбер и Хаос не могут сосуществовать. Где силен Амбер, там слаб Хаос, и обратное тоже верно. Если взглянуть на это глазами науки двадцатого века, Амбер видится в постоянном сражении с энтропией - с рассеиванием энергии. Так вот, второй закон термодинамики гласит, что энтропия неизбежно возьмет верх надо всем; вот почему все системы, основанные на порядке, со временем потерпят поражение. Значит, мифология Амбера - это то, что спасет от этого поражения. И Амбер боится распространения Хаоса. Вероятно, именно этим и занят Единорог - созданием из легенд о том, что он пришел из прошлого, когда Хаос был слаб. А сами легенды имеют некое утешающее свойство. То, что представляет собой Единорог, кажется, отвергает Хаос.

Королевская Семья: Боги, Герои, Правители.

Большая часть народа семьи Амбера видит своих правителей опекающими их и внушающими страх одновременно. Королевская семья великолепно ведет свои дела - Амбер не демократия, - но их таинственные силы находятся за пределами человеческого понимания. Добавим к этому рассказы об ужасах двора и долгие, необъяснимые исчезновения некоторых королевских любимцев, и беспокойство народа легко можно будет понять.

Корвин, например, исчезал на многие годы. Причем на столь многие годы, что большинство преданных ему последователей умерли, а до того передали ту преданность своим детям. Ко времени, когда он появился вновь, некоторые и из этих последователей умерли, а многие из оставшихся уже поменяли объект преданности. Кроме того, у него даже есть гробница. Для королевского дома появление Корвина было событием радостным или неудобным; для населения Амбера - всего лишь чудо.

В королевском доме вытворяются и прочие странности. Они говорят в карты, периодически исчезают в них, они уходят на долго и возвращаются с причудливыми людьми и вещами, они говорят о мирах, которые, вероятно, не существовали, и они, кажется, даже вне досягаемости смерти.

По всем этим причинам народ Амбера видит в королевской семье не просто правителей, но и богов, и героев. Официально они смертны, но упоминания об их смети видятся людям просто сплетнями. Их воинские подвиги делают их героями, особенно когда, они спасают Амбер. А их силы придают им ауру божественности, хотя официально они отрицают это.

Единорог религия Единорога.

Прекрасный, таинственный, объект слухов и сплетен, Единорог стоит на первом плане религии и мифологии Амбера. Единорог - Первопричина Амбера, как и святой покровитель его. Все в Амбере сводится к Единорогу, потому что Единорог сводится к Лабиринту.

По крайней мере, такова официальная история. На деле мифы и Единороге связаны с недавними событиями. Оберон увидел Единорога и принял его за изначальный символ Амбера. Верны или нет остальные мифы, на самом деле неважно; происхождение Оберона само по себе часть системы мифов Амбера.

В сердце мифов о Единороге лежит "Книга Единорога". Приписываемая Дворкину, она хранит группу особых мифов. Сейчас в Хрониках Амбера можно найти переводы с древнего Тари. Мифологически Единорог объединен с Амбером. Практически он закладывает основу государственной религии.

Государственная религия - это религия Единорога. Разрешены и другие верования, но религия Единорога - официальная. Тем не менее, эта религия далека от единства; есть много вариантов и много наименований. Варианты проистекают от того, как закладывается храм. В основном храмы связаны с видениями Единорога. Увидеть Единорога - чудо, и человек, который увидел его, поможет воздвигнуть храм на этом месте. Сами храмы - небольшие, открытые места поклонения, люди сами выбирают, чье видение для них более важно, а на самом деле - в какое из видений они верят.

Жрецы Единорога проводят церемонии в храмах. Их регалии связаны с местом, где видели Единорога, а молящиеся пытаются вернуть Единорога туда, где построен храм. Конечно же, объявляется, что Единорог присутствует в нем, пока длится церемония.

Дни Единорога (святые дни) связаны с каждым храмом в отдельности. Общенациональных дней Единорога нет, кроме, пожалуй, одного, в канун дня Летнего Солнцестояния народ Амбера выходит из домов на праздник, чтобы танцевать, пировать, смеяться и слушать музыку. Говорят, что в Канун Летнего Солнцестояния, давным-давно за дымкой прошлого, Дворкин говорил с Единорогом . Из их бесед он создал "Книгу Единорога".

Поскольку последователей каждой религии немного, ни одна религия - или вариант религии Единорога не имеет политического влияния. Это полностью устраивает королевскую семью.

Культура Амбера

Искусство

Как у всех культур, у Амбера есть свое искусство и свои мастера. Живопись, скульптура, гобелены, танцы, музыка, театр и литература - есть все, и все мастера стремятся вместить в свое искусство культуру целиком.

Как и в Ренессансе вашего мира, существует разрыв в искусстве между духовным и светским. Во времена правления Оберона преобладало духовное из-за сильной связи Оберона с религией Единорога, но после его исчезновения мастера почувствовали свободу эксперимента и силу сатиры. Порядок наследования трона всегда сомнителен; поэты и певцы принялись шутить о том, кто станет будущим королем. Песни и рассказы о Флоре были особенно многочисленны.

В Междуцарствие - между правлением Оберона и Рэндома - на долю культуры пришлось гораздо больше трагичного. Частично это случилось из-за судьбы Корвина, но Эрик запретил трагикам писать о нем прямо. Так что они стряпали драмы о правителях до Оберона или о королях из далеких отражений, и временами тонко проглядывалась аллегория.

После смерти Эрика Бенедикт сделал заказ на несколько произведений об этих событиях и временах. Две огромные картины висят сейчас в городском театре, а большой гобелен нашел пристанище в замке. Вдобавок Бенедикт заказал трагедию и Безмолвный танец (любимый вид искусства среди знати Амбера). И то и другое сейчас - почти что классика.

Странно, но искусство Амбера склонно скорее к бесформенности, чем к формализму. Можно подумать, что опираясь на мифы о борьбе с Хаосом, искусство станет весьма официальным, но вместо этого случилось обратное. Сценическое искусство имеет тенденцию к импровизации, музыка - к отсутствию связной структуры, и даже натюрморт страдает элементами беспорядка. На самом деле, моделью искусства Амбера может, кажется, служить "адская скачка". Во времена правления Рэндома, когда творчество поощрялось и поощряется, в зрелищах появляется элемент абстракции, а в музыку привносится атональность. Кроме того, в недавнем спектакле два актера сидели на сцене битых два часа, не двигаясь и не разговаривая. Очевидно, пьеса называлась "Разговор двух жителей Хаоса".

Но это все высоколобое барахло, а требования масс все-таки различаются. Во всех формах популярного светского искусства центральным элементом является карнавал. Этот вид искусства объединяет народ на праздниках, когда они поют, пьют, смеются и плачут над тем, как живут ежедневно. Часто в изобразительном искусстве в отдалении появляется замок Амбера, и солнце иногда стоит вверх тормашками. Один позорно известный холст, чей автор так и не был установлен, изображал Флору и единорога в крайне плотском увлечении. Флора лично приказала картину сжечь.

Существует придворная литература, танцы и музыка. У королевской семьи популярны маски и Безмолвный танец, а Рэндом даже начал череду "Королевских представлений". Нынешний Бард Амбера - подобие британского лауреата в области поэтической литературы - работает с шутами над комическими стихами, когда не занят эпической поэмой на смерть Эрика. Хотя ходят слухи об эпическом поэте из дальнего отражения, описавшем историю Корвина, но в Амбере еще нет поэта, который бы взялся за эту непростую тему.

Духовное искусство продолжает развиваться, но его влияние слабеет. Изображение Единорога всегда "дело верное", в то время как лучшие мастера пытаются даже рисовать Оберона в бою. Предположительно, пожилой поэт завершает огромное произведение о завершении эры простодушия в Амбере. Он связывает это с перемещениями по Отражениям и утверждает, что, пробуя путешествовать по отражениям, Оберон открыл дорогу к Хаосу. Но этот поэт слеп и, вероятно, умрет до того, как закончит поэму. Великим литературным произведением является "Кинга Единорога". По всеобщему мнению, написанная Дворкиным после беседы с Единорогом, книга является сборником основных мифов о древнем Амбере, точно так, как произведения Гомера описывают мифы древней Греции. "Кинга Единорога" для искусства Амбера все равно что "Илиада", "Одиссея" и Библия для нашего западного искусства. другими словами, она лежит в фундаменте культуры.

Некоторые виды искусств явно пришли из Отражений. Королевская семья из своих путешествий приносила в Амбер произведения искусства, и хотя они запрещали кому бы то ни было смотреть на них, но описания ухитрились просочиться к людям. Это влияние, вероятно, делало искусство Амбера даже более хаотичным, чем оно уже было на самом деле.

Преступление и наказание

Народ Амбера защищен гражданским кодексом, уголовным кодексом и - по меньшей мере для знати - сводом законов королевского дома. Король - безоговорочный авторитет в области законодательства, хотя древняя философия составляет последнее слово за Единорогом.

Хотя королевская семья теоретически подчиняется всему своду законов, обычно говорят, что они над законом. Они могут попробовать совершить попробовать преступление, но ни разу не делали этого. Рассказывают, что некий придворный пытался обвинить Оберона в убийстве своей жены, но полагают, что этот придворный умер до того, как разбирательство совершилось. Однако, поскольку не существует ни одной записи по этому обвинительному акту, история, вероятно, апокрифична.

Оттого, что король - абсолютный властитель, сместить его не возможно, разве что силой (или добившись отречения). И опять же, объективно говоря, остальная королевская семья могла бы избавиться от него, но самым вероятным результатом стала бы гражданская война. Ни одного короля еще не смещали.

Кроме гражданских, уголовных законов дома в расположении имеется четвертое юридическое право. Веками личная вендетта была методом улаживания споров королевской семье, и этот метод проник в среду знати и даже дальше. Среди населения вендетта со смертельными исходами теоретически запрещена, но к убийствам, прикрытым вендеттой, всегда относятся более терпимо, чем к обычным убийствам.

Суды проводятся лишь в случае преступлений, совершенных знатью. Незнатные люди договариваются между собой сами, а если преступление совершено против придворного, то, вероятно, эта придворная семья и будет карать его. Во времена правления Рэндома публичные казни запретили, но публичные наказания - вполне обычное дело. Более мягкие наказания колеблются от выплаты штрафа до пожизненного рабства.

Магия

В Амбере и прилегающих районах распространены различные виды магии. Некоторые практикуют простое шаманство, особенно в малозаселенных районах, в то врем как в городах можно отыскать какую угодно магию. Искусства малой магии вездесущи и в общем не считаются магией вовсе. Кухонный персонал Замка Амбера, например, знает заклятия, чтобы уберечь посуду от порчи. Тем не менее, это предел их магических способностей.

Существование магии приписывается влиянию Единорога. Как драконы и мантикоры, Единорог - создание магическое, способное с легкостью пересекать Отражения по своему желанию. Говорят, Единорог приносит из Отражений магические энергии, которые позволяют создавать новые заклинания и таланты.

Сам Замок Амбера защищен системой магических камней, что смотрят со стен. Активированные Талисманом Закона, эти камни создают магический оборонный щит. Хотя щит не оградит о массированного нападения, он поможет заполнить брешь, где требуются защитники. Естественно, наиболее полезны магические камни во время осады.

Конечно, королевская семья также причислена к колдунам. С их способностью к перемещению по отражениям, с Козырями и визитами единорога, и походами в Тир-на Ног'т, они видятся среднему жителю Амбера магическими созданиями. Таинственность, окружающая их магические способности, подкрепляет их репутацию полубогов.